Как поддерживать остатки запчастей на складе?



Часто клиенты интересуются, каким образом следует правильно поддерживать оптимальные остатки запчастей на складе или на складах компании. Этот вопрос актуален для розничного магазина или сетей магазинов, но еще более он актуален для компаний, работающих в сегменте оптовой торговли автозапчастями. Специалисты, проработавшие много лет в закупках запчастей очень хорошо знают, что к ним нельзя относиться как к обычному товару и слепо следовать методам закупки, которые опубликованы в десятках пособий в помощь начинающим товароведам.
В рамках этой статьи не возможно даже тезисно обозначить все аспекты работы с запчастями, да еще с учетом особенностей различных каналов сбыта — от производства до продажи конечному потребителю.
Приглашаем тех, у кого есть вопросы задать их в отдельной новой группе в telegram, созданной для общения на эту тему — Telegram Autopartspro
Итак, приступим:

1. Мантра ABC-анализа
Цель данного текста — предостеречь начинающих инвесторов и закупщиков от слепого применения различных схем и анализа закупок, построенных на разнообразных методиках ABC-XYZ анализа. Данный вид анализа для планирования закупок применим в «тепличных» условиях для определенных категорий товаров, к которым собственно автозапчасти не относятся. Методики, построенные на этом методе широко освещены в многочисленных публикациях, но авторы вольно или невольно «лукавят» и упрощают себе жизнь, не упоминая действительно существенные реальные факторы, без учета которых можно составить ошибочный прогноз закупки. Более-менее корректно проводить выделение топовых позиций для целей закупки при помощи этого метода возможно для товаров с широким покрытием рынка (и то при условии монополии на этот товар) и долгим «сроком жизни» (потребности в данном товаре в течении длительного периода времени). Как вариант, еще его можно применять для поставок товара в закрытые каналы продаж. На этом его применение для планирования закупок заканчивается. А для планирования закупок по новым брендам или товарным группам и вовсе не начинается.
Применение АВС-анализа полезно в сочетании с XYZ-анализом для закупщиков при проведении уценки неликвидных запчастей или в оптовой торговле при составлении списка позиций для КП (коммерческого предложения) клиенту. Опять же, при необходимости решения определенных задач.

2. Факторы, влияющие на планирование закупок под складское наличие
В первую очередь перечислим классические факторы, которыми в том числе оперируют и некоторые методики на основе ABC-XYZ-анализа:
— плечо доставки;
— срок подготовки/обработки заказа поставщиком;
— бюджет/сумма заказа;
— годовой плановый объем закупок по поставщику или по группе товара;
— сумма кредитного лимита поставщика, если товар отгружается в кредит;
— наличие на момент составления заказа задолженности перед поставщиком;
— сезонность товара;
— статистика продаж за последние три года в разрезе по месяцам (именно эти данные многочисленные авторы мануалов по закупкам подвергают всестороннему анализу с помощью разнообразных математических методов)
Далее приведены факторы, которые отсутствуют в методиках ABC-XYZ-анализа, но которые оказывают гораздо более существенное влияние на планирование закупок:
— миграция артикулов ( если кто не знает, то это замена номера детали производителем при сохранении или расширении его применяемости и прочих характеристик);
— срок жизни артикула — применяемость на автомобилях по годам выпуска;
— количество автомобилей в реальной эксплуатации на территории реализации компанией запчастей;
— учёт наличия/продаж аналогов по категории качества или модификациям товара как со склада компании, так и в целом на рынке;
— учёт цен реализации артикула в анализируемом периоде;
— учёт динамики изменения входной цены;
— учёт динамики изменения курсов валют (для импортных товаров);
— учёт наличия и глубины остатка товара на складе на протяжении всего анализируемого периода;
— учёт наличия товара у конкурентов в анализируемом периоде;
— учёт цен на артикулы у конкурентов в анализируемом периоде;
— учёт важнейшего параметра (для оптовой торговли) — рейтинга продаж (популярности продаж) артикула;
— учёт необеспеченных заказов клиентов;
— учёт наличия товара у поставщика в анализируемом периоде продаж;
— анализ наличия товара у поставщика на момент размещения заказа и перспектива его доступности в будущем;
— учёт скорости продажи;
— учёт периода хранения товара от первичного поступления товара на склад до его реализации
Последний показатель имеет важное значение для достижения плановых показателей оборачиваемости склада.

3. Специфика логистики складских закупок в разных сегментах рынка
Каждый из сегментов рынка Aftermarket при планировании закупок имеет свои приоритеты из вышеперечисленных параметров.
Напомним, о каких сегментах рынка идёт речь:
— склад производителя товара;
— дистрибьютор;
— оптовик;
— магазин;
— автосервис;
— маркетплейс
— интернет-магазин
Но даже в каждом из этих сегментов или их комбинациях есть специфика.
Например, кратко:
— интернет-магазин — тут имеется ввиду уровень федерального логистического оператора (emex.ru, exist.ru, autodoc.ru, autopiter.ru и т.п.), которые обладая компетенциями в области транспортной логистики и построив инфраструктуру для размещения и обработки большого количества заказов при этом не готовы к работе с фактическим наличием товара на своем складе для продажи «со склада»;
— оптовик — оператор складского хранения, он обладает аналитическими инструментами для оптимального поддержания складского наличия, но часто не имеет полноценной инфраструктуры с онлайн-сервисами для клиентов и его логистическая структура гораздо слабее, чем у федеральных интернет-магазинов;
— магазин и автосервис — клиентоориентированный оператор — участник рынка, но он зачастую не имеет собственной развитой инфраструктуры, что сказывается как на сроках оказания услуг по подбору и продаже запчастей, так и на цене самих услуг.
В каждом из этих сегментов и в их комбинациях перечисленные в п.2 критерии могут иметь разный приоритет и, соответственно, это коренным образом будет отражаться на методиках работы отдела закупок этих компаний. Для эффективной работы закупки надо учитывать все вышеперечисленные факторы и иметь систему, которая позволяет если не автоматически составлять прогноз закупки того или иного артикула на основе этих данных, то хотя бы предоставлять данные закупщику для принятия решения о количестве закупаемого товара в визуальном виде.

В заключении отметим, что развитие IT-технологий, скоростных средств связи и интернета в целом, дает возможность каждому из сегментов рынка при наличии финансирования и других ресурсов, в более короткие сроки чем в прошлом, развить у себя в компании нужные компетенции. В целом такие компании будут иметь приоритет и как следствие большую долю рынка.

Related Post

Кейс. Готовый ИМ за 1 день.Кейс. Готовый ИМ за 1 день.



В этой статье мы рассмотрим кейс “Как создать и запустить свой интернет магазин автозапчастей за 1 день”.  Цель: Готовый интернет магазин, с индивидуальным дизайном, веб аналитикой , удовлетворяющий требования поисковых систем

Интеграция онлайн-кассы с КАИС «АвтоСтандарТ»Интеграция онлайн-кассы с КАИС «АвтоСтандарТ»



Наиболее продвинутые клиенты уже подключили новые кассовые аппараты к КАИС. На сегодняшний день аппараты производства ШТРИХ-М и АТОЛ успешно работают с нашей системой. Установка и настройка драйвера аппарата должна производится

Как начать продавать автозапчасти в интернете? Как начать продавать автозапчасти в интернете? 



Как начать продавать автозапчасти в интернете?  Многие владельцы магазинов автозапчастей задают себе этот вопрос. Но автозапчасти это особенный товар. Автозапчасти покупаются для конкретных автомобилей по необходимости. Поэтому должна быть возможность